Игровые приставки 90-х годов в ссср: обзор устройств

Клоны и не только

Так как система была и вправду популярной, существует множество клонов Atari 2600, вот некоторые из них: CCE Supergame VG-2800 (бразильский клон), Dactar Video Game (тоже бразильский), Funfair 2600 (мексиканский), Funvision 224-in-1 (нашли в Финляндии) и др. Но существует и вполне легальный не-Atari VCS.

Sears Tele-Games 2600

Я уже упоминал выше, что ранние Atari 2600 продавались как «Tele-Games» компанией Sears в собственных торговых сетях. Такая практика велась с 1975 года, когда аналогичным способом продавались оригинальные Pong под другим именем. Sears выпустила несколько версий 2600 как Sears Video Arcade с 1977 по 1983 года. Это и модель Rev. A «Heavy Sixer» в 1977, и Rev. B «4 switch» в 1980, и Американская версия Atari 2800, продаваемая как Sears Video Arcade II в 1983 году. Бренд Tele-Games никак не связан с компанией Telegames, которая позже выпускала картриджи для Atari 2600.

Sears не брезговала выпускать свои собственные версии игр Atari под своими именами и брендом Tele-Games. А три игры Atari эксклюзивно выпустила для Inc. Sears: Steeplechase, Stellar Track и Submarine Commander.

Turbografx-16 (1987)

В 1987 году японская компания NEC, ранее специализировавшаяся лишь на производстве мониторов, объединилась с производителями видеопроцессоров Hudson и выпустила революционную по тем временам приставку. Очень маленькую (размером всего 14х14 см — за это она даже попала в книгу рекордов Гиннесса), мощную (482 цвета против 64 у её главного конкурента — NES) и с шестиканальным стереозвуком высокого качества. Но главным ноу-хау Turbografx-16 стала поддержка уникальных карточек Hucards, которые были куда более ёмкой и компактной альтернативой громоздким картриджам. К тому же с помощью специального девайса консоль могла воспроизводить ещё и компакт-диски — а значит, и более совершенные игры.

Игры: Castlevania: Rondo of Blood (одна из лучших частей серии), Bonk (серия платформеров про австралопитека с огромной головой), Beyond Shadowgate (красивейший сиквел классического квеста Shadowgate).

Почему забыли? Высокая цена ($199), отсутствие своевременной локализации для игр в США и безграмотный маркетинг, который привёл к провалу на международном рынке.

Старт

Логотип Atari 2600

Продажи приставки в разных частях света не начались одновременно. В США они стартовали 14 октября 1977 года, в Европе в 1978 году, а в Японии (под маркой Atari 2800) только в октябре 1983 года. Связано это было не только с денежными трудностями, но и с тем, что рынок видеоигр всё ещё находился в зачаточном состоянии, его приходилось формировать собственными силами.

Чтобы как-то конкурировать с Fairchild, Atari пошла на хитрый ход: она назвала свою систему Atari VCS (Video Computer System), зная, что приставка Fairchild уже раскручивалась под названием VES (Video Entertainment System). Когда компания Fairchild узнала об этом, она поменяла имя своего детища на Channel F.

Для повышения продаж, приставка продавалась так же и под названием Sears Video Arcade в сети маркетов Sears, Roebuck and Company.

Однако скоро всех ждал крах игровой видео индустрии (первый). Как динозавры стали вымирать клоны Pong. Во второй половине 70-х только ленивый не выпускал их, так что жёсткая конкуренция привела к резкому падению цен на них, и как следствие — залежи нераспроданных консолей на складах и банкротство или серьёзные убытки. Положению Atari и Fairchild тоже нельзя было позавидовать, их новейшие продукты поначалу не рассматривались всерьёз, люди охладели к игровым приставкам, разочаровавшись в Понгах. В 1977 году Atari удалось продать всего 250000 единиц VCS.

Всё это происходило на фоне достаточно вялого развития рынка игровых автоматов, ситуация на нём была не намного лучше — те же Pong’и, змейки и видео тиры прочее не сулили ничего хорошего.

Фискальный 1978 год завершился убытками — из 800000 произведенных Atari VCS было продано только 550000 единиц! Warner пришлось покрывать убытки из собственного кармана. Это стало одной из причин ухода Нолана Бушнела из Atari в 1978 году. Fairchild живётся не лучше. Посчитав выпуск игровых приставок и игр к ним не самой удачной затеей, компания устраняется с рынка видеоигр, оставив своего главного конкурента в гордом одиночестве.

На удачу, публика поняла, что можно играть в игры, помощнее Pong’а. Один за другим стали выстреливать аркадные хиты. Это вызвало новую волну интереса к играм, и к Atari VCS в частности. Её железо позволяло создавать хорошие игры, и программисты с интересом познавали новые возможности, выжимая из консоли максимум возможностей. К 1979 году VCS была лучшим подарком к Рождеству. За тот год было продано около миллиона приставок.

1980-й год начался ещё интереснее. Находясь на волне успеха, Atari лицензировала зубодробительный хит с аркадных автоматов – Space Invaders от компании Taito, тем самым удвоив количество продаж до 2 миллионов единиц! Прибыль Atari в 1980 году составила 2 миллиарда долларов, и последующие два года она удваивалась. К 1982 году было продано 10 миллионов приставок, а лучшая по продажам игра Pac-Man разлетелась 7-ми миллионным тиражом!

И это несмотря на то, что по отчётам Jeff Rovin, со всех точек продаж начали поступать сигналы о частых поломках Atari 2600, выпущенных в 1980 году. Этот год для Atari стал очень хлопотным, ведь ремонтировать приходилось немало. Бывали случаи, когда одну и ту же приставку ремонтировал 5 раз, пока не находилась причина — статическое электричество от ковра. Контроллеры так же регулярно ломались, ведь играли в них обеими руками и в порыве азарта им запросто можно было скрутить башку.

За всю долгую жизнь консоли Atari Inc и Atari Corp. выпустили множество игр. Самые запоминающиеся это, наверно Adventure, которую часто считают законодателем жанра экшн-адвенчур. Её создатель Warren Robinett так же ввёл моду на секреты в игровом мире, например в Breakout и Yars’ Revenge. Популярность приставки привлекала и сторонних разработчиков. Так мы имеем Pitfall! от Activision и Atlantis от Imagic. Трэш игр тоже было немало, про пару из них можно прочитать далее.

Приставка перестала поддерживаться с 1 января 1982 года. Тем не менее, в Европе и США Atari 2600 продолжала продаваться до 1991 года , а в Азии до начала 1990 года.

Из тех игр, что на слуху назову следующие: Adventure, Atlantis, Breakout, Combat,Donkey Kong, E.T. the Extra-Terrestrial, Kaboom!, Keystone Kapers, Missle Control, Montezuma’s Revenge, Pac-Man, Pitfall!, Pole Position, RealSports Tennis, Solaris, Space Invaders, Серия игр Swordquest и Yars’ Revenge.

До Atari 2600

Итак, в 1973 году, компания Atari приобретает специальный технический отдел, Cyan Engineering, призванный разрабатывать видеоприставки будущего поколения. Результатом этой разработки стал проект «Stella» (так назывался велосипед одного из разработчиков проекта). В отличие от предыдущего поколения приставок, которые использовали дискретную логику, чтобы играть в несколько встроенных игр, Stella была построена на базе центрального процессора MOS Technology 6537 (бюджетной версией 6532). За звук и видео отвечал Television Interface Adaptor (TIA). Ещё две микросхемы в приставке это RAM+I/O и схемы буфера на технологии CMOS. Такой компактный набор делал приставку простой в производстве.

Сначала разработчики не хотели поддерживать формат картриджей, ведь память в те пыльные годы была очень дорогой. Программы для компьютеров в те годы было принято хранить на кассетах, дисках или перфокартах. Пионером во внедрении картриджей стала Hewlett-Packard. Картриджи к её компьютерам (ROM), вроде HP 9830 расширяли функционал. Решающим фактором, склонившим чашу весов в сторону картриджей стали невысокая стоимость, простота и надёжность. К тому же, идея использовать картриджи в качестве носителей игр уже была использована в игровой приставке Fairchild Channel F, и она не казалась такой ущербной, как раньше.

А тем временем, в августе 1976 года Fairchild Semiconductor начинает продажи своей собственной игровой приставки на базе CPU: Video Entertainment System, позже известную как Fairchild Channel F. Становится ясно, что консоль нового поколения вскоре обзаведётся десятками клонов или подражателей, рынок надо было захватывать немедленно! А проект «Stella» всё ещё не был еще готов к производству. Продажи оригинальных PONG’ов сходили на нет под натиском более совершенных и разнообразных клонов и у Atari просто не хватало средств, чтобы завершить проект. Единственным способом получить необходимые деньги была продажа компании. Нолан Бушнел вынужден был принять нелегкое решение (о котором, несмотря на очевидные плюсы, ему впоследствии пришлось пожалеть), и в октябре 1976 года Atari была куплена медиагигантом Warner Communications за $28 млн. Atari получила так необходимую ей поддержку – Warner инвестировала в свое новое приобретение около $100 млн.

Ключом успеха Atari 2600 стал человек по имени Jay Miner – разработчик чипа. Он сумел сжать весь макет оборудования TIA (Телевизионный Адаптер) в один единственный чип. Как только чип был разработан и протестирован, система была готова к продажам. К моменту выпуска в 1977 году Atari потратила все 100 миллионов долларов на разработку.

Факт №2: фокус-группой молодой Atari стали посетители забегаловки

После того как тестовый образец Pong был собран, перед Бушнеллом и Алкорном встал новый вопрос. Как понять, будет ли этот аппарат успешен, или же нужно все начинать с чистого листа? В начале 70-х еще не существовало компаний, проводивших исследования для новаторов вроде Atari. Создавать и тестировать новые проекты приходилось буквально вслепую. Но партнеры нашли выход. Они установили свой симулятор настольного тенниса в небольшом баре, где добропорядочные американцы собирались после работы, чтобы спустить последнюю наличность.
Алкорн и Бушнелл договорились с владельцем заведения, привезли аппарат в бар, установили его и уселись за один из столиков — контролировать процесс. Сначала посетители почти не обращали внимания на новинку. Потом кто-то разыграл первую подачу, вторую, третью…
Убедившись, что дело пошло, Алан и Нолан отправились восвояси. Утром их ошарашил звонок — владелец бара сказал, что тестовая версия Pong сломалась. Стремглав примчавшись на место, Алкорн понял: не сломалась, а просто больше не могла принимать деньги. Монетоприемник был забит доверху.


Примерно такую машину и тестировали Нолан с Алкорном в небольшой забегаловке. Народу нравилось.

GameLine

CVC GameLine (Control Video Corporation) представлял собой специальный картридж для Atari 2600, на который можно было загрузить игры, используя обычную телефонную линию. Игры скачивались со специального сервера и были рассчитаны на 5-10, после чего пользователь опять подключался к GameLine и оплачивал загрузку.

Внешне GameLine напоминает увеличенный картридж Atari серебряного цвета с разъёмом для подключения телефонного кабеля сбоку. Представленные игры были от сторонних разработчиков, в большинстве своём от Imagic. Заключить соглашение с Atari, Activision, Coleco, Mattel и Parker Brothers не получилось.

При регистрации пользователю получал свой PIN код, используемый для входа на центральном компьютере CVC и загрузки игр. Сервис был рассчитан на людей. Ведь приятно бесплатно скачать игры в день своего рождения. К тому же, игроки могли участвовать в состязаниях, загружая рекорды на сервер, лучшие получали призы, например ветровку от GameLine. В нагрузку каждый подписчик сервиса получал качественно отпечатанный журнал GameLiner, в котором описывались новые игры, доступные в сервисе, вопросы и ответы, советы игрокам и список всех игр, доступных для GameLine.

Увы, GameLine оказалась одной из многих маленьких компаний, которые поглотил крах рынка видеоигр 1983 года. Однако инвесторы и бывшие сотрудники CVC впоследствии основали Quantum Computer Services, которая в 1991 году переросла в America Online, и в 2001 году слилась с Time Warner.

Интересно, что для GameLine были доступны и эксклюзивные игры. Одной из них была Save The Whales, прототип которой был найден только в 2002 году.

Технические характеристики

  • Процессор: Atari SALLY MOS Technology 6502 («6502C»)
    • Частота: 1.79 MHz, уменьшалась до 1.19 MHz когда осуществлялся доступ к чипу TIA или RIOT
    • (примечание: В отличие от стандартной версии процессора 6502, работа процессора SALLY могла приостанавливаться для обеспечения возможности доступа другим устройствам к шине)
  • RAM: 4 KB (2 6116 2Kx8 RAM ICs)
  • ROM: встроенный биос 4 KB, 48 KB ROM картриджа без возможности переключения банков памяти
  • Графика: Специализированный графический контроллер MARIA
    • Разрешение: 160×240 (160×288 PAL) или 320×240/288
    • Палитра из 25 цветов выбранная из цветового пространства содержащего 256 цвета (16 hues * 16 luma), различные графические режимы ограничивали количество используемых цветов и количество цветов приходящихся на один спрайт
    • Прямой доступ к памяти
    • Частота графического процессора: 7.16 MHz
  • Порты и разъёмы: 2 порта для джойстиков, 1 порт для сменных картриджей с играми, 1 разъём для расширений, разъём питания, высокочастотный видеовыход
  • Звук: Чип TIA, такой же как в Atari 2600

    Опционально в картриджах и играми мог встраиваться аудиочип Atari POKEY для создания более продвинутых аудиоэффектов.

    . В 7800 модели использовался только для генерации звука в играх. В 2600 модели использовался как для генерации аудио, так и видеоданных.

Факт №3 — Atari не стремилась придерживаться корпоративных правил «большой» Америки

США начала 70-х годов прямо-таки бурлили от социальных противостояний. Чернокожие вовсю боролись за свои права, молодежь агрессивно пыталась выбиться из образа жизни предыдущих поколений, а на фоне всего этого набирали силу преступные элементы, которых подстегивал глубокий экономический кризис. Основать высокотехнологичный бизнес в эти годы мог только безумец. К счастью, Нолан Бушнелл оказался именно таким безумцем. После того как Pong отлично показал себя на тестовых испытаниях, перед главой Atari встала новая задача: открыть первую производственную линию. И если место он нашел без проблем, то набор персонала стал для Бушнелла головной болью.
В условиях жестко ограниченного бюджета и огромного количества срочной работы первые лица молодой Atari поступили оптимальным образом. Они открыли двери на производственную линию тем, кого в приличные места пускать было принято только под полицейским конвоем. Бывшие заключенные, наркоманы, тунеядцы всех мастей, малоимущие — именно такие люди собирали первые коммерческие образцы Pong.

Как позже вспоминал Алкорн, все это было жутко непрофессионально, но расчет партнеров оправдался на все сто. Чудо-автомат стал одной из главных технических инноваций своего времени и обеспечил Atari популярность не только у барных завсегдатаев, но и у молодежи. Много позже, уже в эпоху расцвета аркадных салонов, подростки буквально сходили с ума только из-за возможности провести часок-другой в чарующем мире видеоигры. И все это — задолго до появления NES (Famicom) на рынке. Чудные годы!
Atari не собиралась останавливаться на достигнутом. Ее бизнес-модель оказалась новаторской не только с точки зрения подбора персонала. В мире, где всем заправляли белые воротнички, Бушнелл создал устойчивую структуру, функционировавшую вне правил «большой игры». В золотые годы Atari состояла из двух больших отделов: в одном создавали аркадные автоматы и работали над инновациями, а во втором обеспечивали нужды домашних пользователей. Синергия между ними достигалась за счет отсутствия жестких корпоративных правил. Курить дурь, пить, купаться в разгар рабочего дня в бассейне вместе с начальством — все это было так же обыденно для Atari 70-х, как коллективные выезды на природу для большинства современных компаний.

Никто даже не пытался скрывать, как именно Atari расставляла приоритеты. Те, кто имел отношение к индустрии тех лет, прекрасно знали, что Бушнелл и его команда суть кучка ненормальных ребят, которые делают прекрасные игры и плевать хотели на рамки и корпоративную этику. Парадоксально, но факт: бесшабашность и отсутствие даже минимальных ограничений позволяли Atari создавать одни из лучших игр на рынке.
Аудитория это прекрасно чувствовала и отвечала разгильдяям в вытянутых майках взаимностью.

Самые ходовые приставки 90-х годов

NES (Dendy) — третье поколение

Первой на рынке появилась приставка Dendy. Если быть точным, то она не является оригиналом. Сама приставка скопирована тайцами с аналогичной модели NES от японской фирмы Nintendo. Марка Dendy была одной из первых франшиз в России. Предложение сразу обрело небывалую популярность и породило целую субкультуру. Первое геймерское издание было посвящено Dendy. Продавец, компания Stepler выпустила целую линейку аналогичных, в целом совместимых приставок, прежде, чем канула в лету: Classic I и II, Junior I, II, IIP и IVP. Начиная со второй модели к геймпадам присовокупился световой пистолет.

Картриджи также, как и сама приставка, были неофициальными. Игры были пиратские, но это мало кого заботило. Графика оставляла желать лучшего, все состояло из крупных пикселей, но обладало своеобразной красотой. Незабываемые «Танчики», «Супер Марио», «Тетрис», «Принц Персии» и многочисленные файтинги. Первые авиационные симуляторы, охота. По сути весь основной набор игр без сохранения, в модификации которых играют до сих пор.

Конкуренты Dendy. Самой распространенной приставкой была Dandy, но похожие предложения были: Kenga и Bitman. С того же класса приставок начиналась марка Sega, этот конкурент пошел дальше Dendy.

Sega четвертого поколения

Бренд Sega появился в Америке еще в 80-е годы. В России игроки познакомились с продукцией компании в 90-е годы по приставке Sega Mega Drive. В противоположность играм SNES (Super Nintendo) эта консоль известна как более «взрослая и серьезная» из-за того, что при портировании на SNES кровь и жестокие элементы цензурировались.

Sega не отличалась особыми характеристиками, но она была (особенно в России) гораздо дешевле и массовее, чем SNES. Долгое время маскотом (олицетворением бренда) компании был еж Соник, созданный как персонаж игры, конкурируещей с серией о Марио. Также «Mortal Kombat» была эксклюзивом для этой консоли. С другой стороны, на Сегу не выходили игры о Марио и масса японских RPG наподобие «Final Fantasy» и «Chrono trigger». Выпускались и более поздние модели, например, Sega Saturn и провальная Dreamcast, приведшая фирму к краху в конце девяностых годов.

Super Nintendo

Расцвет Sega продолжался недолго. Вскоре Nintendo выпустила Super Nintendo ставшую на долгое время заветной мечтой школьников. SNES имела очень высокие технические показатели — 8 каналов звука, 64 килобайт звуковой памяти, аппаратный альфа-канал, более тридцати тысяч цветов с одновременным присутствием на экране 256 из них, а также Mode 7, позволявший рисовать псевдотрехмерное изображение с видом сверху.

На Super Nintendo жанр RPG прибыл к своему расцвету, появились такие бриллианты, как «Final Fantasy», «Earthbound» и «Chrono trigger». Фирма также выпустила ряд менее популярных приставок.

Sony PlayStation

Популярная приставка с компакт-диском поступила в продажу в конце 90. Представитель пятого поколения с достойной трехмерной графикой, поклонникам запомнились игры для PS1 и 2: Crash Bandicoot, Final Fantasy VII и VIII. На базе популярной и относительно недорогой PlayStation предприимчивые граждане открывали видеоклубы.

На 90-е годы пришелся пик популярности игровых приставок, сектор ушел с рекламных носителей, заняв свое место в нише «на любителя». Новое поколение геймеров частью пересело за ставшие более доступными ПК.

Virtual Boy (1995)

А это — первая в истории приставка для игр с «настоящим» 3D. Правда, там этот эффект создавался совсем не так, как в наши дни, а при помощи эффекта параллакса. Это когда два монохромных проектора в шлеме передают изображение раздельно для каждого глаза. Проще говоря, один глаз видит изображение на более близком расстоянии, а другой — подальше, и при совмещении двух планов создаётся эффект объема. И всё бы хорошо, но во имя экономии Nintendo решила использовать дешёвые монохромные красные светодиоды, из-за чего трехмёрная картинка была ярко-красного цвета. А это, мягко говоря, слегка напрягало зрение. Да и сами разработчики игр для Virtual Boy не так-то активно пользовались эффектами 3D.

Игры: Wario Land (платформер — самая удачная находка на приставке), Jack Bros. (увлекательный shoot’em up), Galactic Pinball (классический пинбол).

Почему забыли? Приставку торопились выпустить на рынок, и из-за этого у неё был ворох технических проблем. Играть дольше 15-30 минут было невозможно из-за головной боли и рези в глазах. Кроме того, для игры обязательно нужен был стол, на который устанавливался штатив шлема, — просто развалиться с ним на диване было нельзя. А ещё консоль оказалась чрезвычайно прожорлива: шесть «пальчиковых» батареек в геймпаде расходовались с сумасшедшей скоростью и здорово его утяжеляли. Словом, первый заход Nintendo в VR успехом не увенчался.

Технические характеристики

Первые Atari ST и Commodore Amiga были во многом похожи. Существенным отличием одной платформы от другой был звуковой чип от Ямахи YM (см. ZX Spectrum, MSX, Amstrad CPC) в Атари ST в отличие от Paula на Amiga. В этом плане Амига была более совершенна, однако и на Атари было возможно проигрывать сэмпловую музыку (были трекеры). Также на Atari ST был MIDI порт, что привлекало создателей музыки. Графика в играх на Atari ST была сопоставима с графикой на Амиге OCS (Amiga 1000), однако на Амиге характеристики были чуть лучше (и это не говоря о графических со-процессорах!):

  • Atari ST Low resolution — 320×200 (16 color), palette of 512 colors,
  • Amiga 1000 Low resolution — 320×200 with 32 colors or HAM-6 (режим Hold & Modify, использующийся для статичной графики, позволяющий использовать 4096 цветов).

Впоследствии было сделано несколько модификаций Atari ST из-за его популярности, в особенности среди европейских демосценеров, — Atari STe, Atari Falcon 30 (очень поздняя версия компьютера, аналогичная по характеристикам Amiga 1200, а с фанатскими акселераторами возможно и обгоняющая его, и некоторые другие.

Модели

  • 520ST
  • 130ST (не выпускалась)
  • 520ST+ (апгрейд до 1 MB RAM)
  • 260ST (выпускалась в небольших количествах вместе с 520ST+, при этом имея 512 KB RAM).
  • 520STM (520ST с встроенным модулятором для подключения к ТВ, 512 KB RAM).
  • 520STFM (520ST с обновленной материнской платой, включающей в себя встроенный дисковод, 512 KB RAM).
  • 1040STF (520STFM с 1MB RAM).
  • 1040STFM (520STFM с 1MB RAM и RF модулятором).
  • Mega ST (MEGA 1, MEGA 2, MEGA 4 — одновленная материнская плата с 1, 2 и 4 MB RAM)
  • 520STE и 1040STE (520STFM/1040STFM с улучшенным звуком, BLiTTER чипом и палитрой в 4096 цветов)
  • 4160STE (1040STE с 4 MB RAM, не выпускалась коммерчески)
  • Mega STE (1040STE с более быстрым процессором, SCSI-контроллером, быстрым RS232 портом, VME портом)
  • STacy (портативная версия ST)
  • ST BOOK (еще одна портативная версия ST)

Кроме того, дальнейшее развитие системы привело к созданию компьютеров Atari TT и Atari Falcon.

Philips CD-i (1991)

Достойная представительница приставок пятого поколения. Изначально CD-i задумывалась как мультимедийный центр с множеством функций вроде воспроизведения видео, презентаций и работы в Интернете. А игры — это уже скорее просто приятное дополнение. Но достойные технические возможности консоли, а заодно и сами игры оказались достаточно убедительными, чтобы её начали покупать именно геймеры. В итоге Philips даже выпустили отдельный «игровой» вариант устройства — CD-i 450.
Но самой заметной фишкой приставки была возможность воспроизведения настоящего видео: именно с неё начался бум популярности FMV-игр (например, Thunder in Paradise по мотивам сериала «Гром в Раю» с Халком Хоганом). А закат «интерактивного видео» (пока не кино) в игроиндустрии как раз совпал с падением продаж Philips CD-i.

Игры: Помимо FMV (среди которых настоящим хитом был киберпанк-квест Burn Cycle), виртуальный тир Chaos Control и ставшие мемными игры с героями Nintendo: Hotel Mario, Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon.

Почему забыли? С появлением PlayStation всем стало не до странной, хотя и весьма неплохой приставки, на которой преобладали игры, напоминающие интерактивные «фильмы категории Б» из местного видеопроката.

Pitfall

Первый кандидат на перевыпуск — классическая Pitfall 1982 года выпуска. Этот платформер с передовой на тот момент графикой стал для консоли тем же, чем Super Mario Bros. стала для NES в 1985 году. То есть хитом и «системселлером». Activision проделала большую работу, чтобы превратить игру в захватывающее и драматическое путешествие за сокровищами через локации с аллигаторами, змеями и прочими представителями фауны, желающими попробовать персонажа на зуб. Pitfall стала второй по продажам игрой для Atari 2600, достигнув отметки в 4 500 000 проданных коробок. Лидерство она уступила лишь культовой Pac-Man

Apple Pippin (1996)

Да, вы всё правильно прочитали: это консоль от Apple, созданная совместно с производителем игрушек Bandai. Задумка была грандиозной: 8- и 16-битная графика, 4-х скоростной CD-ROM, модем для выхода в интернет и поддержка разнообразного софта, что делало приставку, по сути, мини-компьютером. Для американских покупателей и вовсе действовала беспрецедентная акция: полгода бесплатного доступа в интернет, который в то время стоил $25 в месяц (больше 3000 рублей в современном эквиваленте). Отдельно можно было приобрести специальный планшет со стиком, чтобы свободно серфить по Сети. Вдобавок у «Пиппина» был на редкость привлекательный дизайн. Ну что могло пойти не так?

Игры: Главный хит — шутер Marathon, разработанный Bungie и перенесённый на приставку с «Макинтошей» (именно из него потом выросла Halo). Также интересен квест Pegasus Prime, который, кстати, до сих пор продаётся в Steam

Почему забыли? Помимо неоправданно высокой цены (почти $600 — в то время как вышедшая годом ранее Sony PlayStation стоила 299$), на приставке было крайне мало игр. А хвалёный интернет оказался мучительно медленным: пока грузилась одна страница, можно было не только сделать чай, но ещё и успеть его выпить. Вдобавок пользователи ругались на ужасно неудобный геймпад с трекболом посередине и далеко расположенными друг от друга кнопками. И по сей день Apple Pippin считается одной из самых неудачных консолей в истории.

Факт №7 — Atari несколько раз меняла владельца

В историю игровой индустрии Atari вошла не только как компания, эту индустрию фактически создавшая. С точки зрения бизнеса, Atari — удивительный пример коммерческой структуры, несколько раз менявшей владельцев. Первым покупателем фирмы стала Warner Communications. Во времена их руководства случился взлет VCS (2600), резкое падение и несколько скандалов.
Первый связан с самим Ноланом Бушнеллом. Основатель Atari прекрасно понимал, почему перенасыщение рынка может быть опасно, и уже в начале 80-х предложил Warner закрыть проект VCS и переключиться на новые разработки. Слова Нолана оказались пророческими: в начале 80-х магазины США захлестнула волна однотипных устройств. Множество предложений на фоне фактического отсутствия контроля качества привело к уничтожению отрасли как таковой. А ведь Бушнелл предупреждал…


При Бушнелле на передовой находился аркадный отдел компании. Он генерировал инновации. Увы, менеджеры Warner сочли, что с коммерческой точки зрения гораздо выгоднее делать ставку на домашний сектор.

Ключевая ошибка Warner — постоянные скандалы с собственными подчиненными. Большие боссы, кажется, не понимали, что с точки зрения внутреннего устройства Atari эпохи Бушнелла олицетворяла концепцию кружка лидеров — в ней рядовой сотрудник был так же важен, как топ-менеджер. Больше всего бунтовал аркадный отдел. Его инженеры не понимали, почему их, лидеров инновационного развития, пытаются отодвинуть в сторону ради подразделения домашней электроники.
Вторым камнем преткновения стали издевательски низкие зарплаты. Разработчики умели считать и довольно быстро смекнули, что их деньги — жалкие крохи по сравнению с тем, что получает Warner. В результате часть сотрудников ушла из Atari и основала Activision — независимое издательство, решившее создавать собственные игры для VCS. И после затяжного судебного спора с самой Atari у них получилось. Pitfall и другие хиты соврать не дадут.
После раскола легенду №1 индустрии развлечений взял под свое крыло Джек Тремелл. И под руководством этого человека история классической Atari закончилась. А ведь шаги были очень даже перспективные. Выпуск домашних компьютеров серии XE, Atari ST, приставка Atari 7800, по техническим характеристикам вполне способная конкурировать с NES. Наконец, первая (и единственная) попытка выйти на портативный рынок вместе с Lynx. Но финал был предсказуем: провал Atari Jaguar поставил крест на приставочном направлении легендарной компании. Первенство на рынке домашних систем окончательно закрепилось за японцами.

Yars’ Revenge

1982 год стал самым успешным за всю историю Atari 2600 — именно тогда появились главные бестселлеры приставки, включая Yars’ Revenge, перешагнувшую порог в миллион проданных копий. Ничего похожего на эту игру с тех пор не выходило (за исключением сиквела Yars’ Return).
Если коротко, то в Yars’ Revenge игроки берут на себя роль жука, пытающегося прогрызть или прострелить барьер, скрывающий от него враждебную инопланетную форму жизни — «куотайл». Агрессивная вражеская среда мешает жуку Яру прогрызть защитную оболочку. Геймплей сочетает сразу несколько популярных игровых механик, среди которых механики Space Invaders и Arkanoid. Создатель игры Говард Скотт Уоршоу стал в Atari одной из икон геймдизайна, но в итоге променял карьеру разработчика игр на кресло психотерапевта.

Интересные факты

ПК Atari ST по части некоторых приложений опередили свое время. Для разных моделей были разработаны профессиональные издательские программы (PageStream и Calamus), текстовые редакторы (WordPerfect, Microsoft Write, AtariWorks, WordWriter ST, First Word), приложения для создания электронных таблиц и работы с ними (3D-Calc, LDW Power, LDW Power 2, LOGiSTiX Senior, PowerLedger ST, SwiftCalc ST, VIP Professional и другие), СУБД, планировщики, программы для проектирования чертежей, средства для создания 3D-дизайна и анимации.

Гарри Каспаров стал первым человеком, зарегистрировавшимся в ChessBase — популярной коммерческой базе данных, созданной для хранения и поиска записей игр в шахматы. Первая версия была сделана для Atari ST при сотрудничестве с ним в январе 1987 года.

Низкая стоимость, встроенные MIDI-порты и быстрое время отклика с малой задержкой сделали Atari ST востребованной в музыкальной среде:

  • Немецкие пионеры электронной музыки Tangerine Dream использовали Atari ST для студийной записи и живых концертов в период с 1980 по 1990 гг.;
  • Майк Парадинас и Люк Виберт начали писать музыку на Atari ST;
  • Песня «Your Woman» от White Town, несколько недель занимавшая первое место в британском чарте Топ-100, создана с помощью Atari ST;
  • Darude использовал Cubase на Atari 1040ST при создании своего хита Sandstorm.

29.06.2019

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий